Повышение самооценки или как помочь своему ребенку стать уверенным в себе
Все мы без исключения нуждаемся в заботе, внимании, любви, понимании, признании, уважении, а особенно в этом нуждаются наши дети. В зависимости от того насколько удовлетворяются эти потребности, у маленького человека формируется представление о самом себе, восприятие себя, другими словами - самооценка. Ни для кого не секрет, что самооценка влияет на жизнь, а может быть и судьбу. Конечно, ситуации в жизни бывают разные. Но от того как вы сегодня относитесь к своим детям, будет зависеть их завтра.
«Давно ли вы наблюдали за своими детьми? Как они проводят свободное время? Как они общаются со сверстниками, с взрослыми, а с теми, кто их младше? Каковы их реакции при встрече с трудностями? Насколько свободно они высказывают свое мнение? Обратите внимание на своего ребенка. Если в течение недели и более вы наблюдете следующие проявления, то возможно это для вас:
•Отсутствие друзей и Одиночество;
•Замкнутость, избегание общения в школе, в компании;
•Неспособность быть в длительных, близких отношениях;
•Вялость, апатия;
•Безотказность, покорность;
•Скованность, уход от ответа;
•Сдается без борьбы и не прикладывает усилия;
•Обвиняет во всем себя;
• Постоянное желание угодить другим;
•Преобладает заискивающая позиция;
• Конфликтность со сверстниками, взрослыми;
•Преобладающие жалобы на других;
•Ухудшение поведения;
•Чрезмерное извинение за себя;
•Жалобы на самочувствие: головные боли, боли в животе, тошнота, головокружение и т.д.
•Нерешительность, сомнения, страх что-то пробовать;
•Часто звучат слова: «Я не могу», «» У меня не получится», «Мне все равно» и т.д.
Обнаружили некоторые сходства? Эти «симптомы» говорят о низкой самооценке. А значит, есть смысл читать дальше и принимать меры.
Не сравнивай.
1. Прекратите сравнивать ребенка с другими детьми. Проигрышный вариант. Всегда будет кто-то опережать, а кто-то отставать. Соперничество порождает конфликты. Лучше научить сотрудничать. Ведь каждый растет и развивается в своем темпе. Можно сравнить прошлый личный результат и новый. «В прошлом месяце ты читал 50 слов в минуту, а в этом 80. Молодец!» или «В прошлом полугодии у тебя было 7 баллов, а в этом 10». Ты можешь. У тебя получается». Если есть перемены в «лучшую» сторону, обязательно надо их отметить и похвалить. Если перемен нет, важно поддержать: «У тебя получится, ты справишься. Я уверен и т.д.».
Не критикуй.
2. Откажитесь от критики. «Вечно у тебя все так выходит! Ничего путного из тебя не вырастит! Все из-за тебя! и прочее». Эти и другие выражения детьми воспринимаются как: «Я во всем виноват. Я плохой. Меня не любят. У меня ничего никогда не получится и т.д.» В результате имеется подавленность, разочарование в себе и своих силах, озлобленность, возможно и желание мстить. А соответственно возникнут трудности в обучении и поведении, общении со сверстниками, конфликты дома и т.д. Больше похвалы. Обращайте внимание на «положительные» стороны то, что удается, получается. Не бойтесь, что слова одобрения разбалуют ребенка. Обязательно каждый день найдите несколько моментов, за которые можно поблагодарить и похвалить. «Спасибо, что помыл сегодня посуду, ты меня очень выручил» или «Хорошо, что ты вернулась домой как обещала» или «Здорово мы сегодня время провели, с тобой было интересно».
Не обзывай.
3. Исключить обзывание, высмеивание, прозвища. «Плакса, нытик, лентяй, плохая девочка» и это только «цветочки». Во-первых, это замечательный способ оттолкнуть от себя ребенка. Во-вторых, тем самым вы учите ребенка, плохо относится к самому себе. В-третьих, когда ребенка кто-то будет оскорблять, для него это будет нормой, и он не станет себя отстаивать. Выход один называть по имени, которое вы дали при рождении. Если же вы все-таки окончательно решили изменить имя, то переоформите свидетельство о рождении.
Учи исправлять ошибки.
4. Ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мне не встречались в жизни люди, которые никогда не ошибались. Ошибки – это естественный процесс жизни. Ошибаться – это не значит делать «плохо». Важно научить детей принимать и исправлять их. Покажите пример, как это делаете вы. Можно предоставить возможность им самим поразмыслить, как он/она могут исправить ошибку. Можно задать вопрос: «Что ты можешь сделать, чтоб это не повторилось». Так вы научите детей думать.
Научись правильным замечаниям.
5. Кто-то может озадачиться, как же его воспитывать? Критиковать нельзя, бить нельзя, обзывать тоже, а как тогда? Делать замечания можно и нужно, но:
• Не поучайте в присутствии друзей – этим вы унижаете;
• Спрашивайте их мнение – этим вы проявляете уважение;
• Считаете другие дела более важными – этим вы обесцениваете детей;
• Позволяете смотреть телевизор слишком много – это порождает вседозволенность.
• Решая проблемы за него/нее – делает ребенка более слабым. Подскажите несколько вариантов, как можно разрешить затруднительную ситуацию и пусть он/она выберет. Со временем появятся собственные.
• Перестаньте жалеть – жалость унижает человека. Сочувствие – да, жалость – нет. «Ой, мой бедненький, несчастный сынок» - нет. «Похоже тебе сейчас не просто» - да.
• Делая замечания, акцент должен быть на действиях, а не на личностных особенностях. «Ты сегодня забыл выбросить мусор», «Ты обещал к восьми часам выучить уроки, но не сделал этого»;
• Уделяйте им время не только тогда, когда они плохо начинают себя вести;
• Поделитесь личным опытом из своей жизни – это сближает.
Хвали.
6. Похвала и поддержка. Обычно детей хвалят за хороший результат. Однако этого недостаточно, важно «подпитывать» ребенка в процессе работы, отмечая даже самые маленькие достижения: усидчивость, внимательность, настойчивость, доведение дела до конца и многое другое. Как цветок нуждается в поливе, солнечных лучах, удобрении, питании, рыхлении почвы, очищении от сорняков, так ребенок - в любви, принятии, одобрении, терпении.
Не уступай, но позволяй.
7. Необходимы четкие и устойчивые границы. Ребенку нужно четко знать что можно и что нельзя. Вседозволенность и непостоянство приводит к хаосу. Это не означает, что дочь или сын не будут капризничать, просить, клянчить. Дети живут чувствами «хочу», они имеют на это право. Вот задача родителей и заключается в том, чтоб найти «золотую середину» между желаниями и разумом. Не уступайте их требованиям. Не позволяйте им, неуважительно относится к вам самим. Научите их анализировать желания и делать выбор.
Развивай самостоятельность.
8. Запомните золотое правило «Не делайте за ребенка то, что он/она могут в состоянии делать самостоятельно». Слишком балуя ребенка, принимая решения за него/нее – вы делаете его/ее беспомощными. Научился держать ложку, пусть отныне делает это сам. Достает до раковины, можно доверить мыть посуду. Вместо того чтоб будить по утрам, помогите выбрать и купить будильник. Регулярно сверяйтесь, с чем ваш ребенок уже может справиться без вашей помощи. Подобным отношением вы сформируете чувство ответственности и научите ценить по достоинству то, что они умеют делать сами.
Составь список достижений.
9. Составьте список достоинств вместе с ребенком, того что ребенок уже делает хорошо, что удается, чему научился. Здесь должны быть не только большие победы с золотыми медалями, но и маленькие, совсем незаметные вещи: помощь по хозяйству, вынос мусора, прочел самостоятельно первую книгу, научился кататься на коньках, купила бабушке хлеба и т.д. Список повесьте на видное месте. Особенно в первое время чаще в него заглядывайте, перечитывайте вместе, добавляйте новые достижения.
Проявляй интерес.
10. Проявляйте искренний интерес к увлечениям своих детей. Даже если вам они не интересны. Это позволит вам быть ближе, лучше узнать внутренний мир ребенка. Понять чем он живет. И, возможно, даже чему-то научится.
Принято считать, что самооценка формируется в самые первые годы жизни. Да это факт. Возможно вашему ребенку уже не 1,2,3…, а гораздо больше. Но, пусть вас это не останавливает. Сколько бы лет не было вашему ребенку лет сегодня любите, принимайте и поддерживайте его/ее. Наблюдайте, заботьтесь о них и о себе, получайте удовольствие от общения и просто живите. Удачи.