Многие печатные источники на тему подростков начинаются с этих слов. Нет смысла изобретать велосипед, так начинается и эта статья. Что это за возраст? Каковы его особенности, слабые и сильные стороны? Что с ними происходит? Чем они дышат?
Подростковый возраст – интересный и в тоже время своеобразный этап. Это период перехода из детства во взрослую жизнь. Его еще называют «трудным», «переходным» или «кризисным». Они действительно уже не дети, но еще и не взрослые. В разных источниках указываются разные возрастные рамки в среднем от 11 до 18 лет. У этого периода есть свои особенности, их много, но остановимся на нескольких:
• физические изменения;
• психологические;
• взаимоотношения;
• психосоциальное развитие.
Физические изменения. Наступление этого периода происходит, в среднем, у девочек с 11 лет и 13 лет у мальчиков. Не следует забывать об индивидуальных особенностях человека, и этот период может смещаться как на более ранний возраст, так и более поздний. В это время происходит быстрый рост тела, гормональные изменения, меняются формы, голос, изменяются черты лица, а также развиваются все системы организма в целом. В период интенсивного роста тело растет неравномерно, что иногда очень смущает некоторых подростков. Некоторые изменения явные, некоторые происходят внутри организма и практически не заметны.
Психологические изменения. «Слабое место» этого периода – эмоциональная неустойчивость. Пик ее приходится у мальчиков на одиннадцать – тринадцать лет, у девочек на тринадцать – пятнадцать. Позднее настроение становится более устойчивым, а эмоциональные реакции более контролируемые, хотя иногда, сохраняется непредсказуемость и неадекватность. Для данного возраста характерны противоречивость и непостоянство. Это похоже на «балансирование на канате». Здесь есть все: целеустремленность и настойчивость, пассивность и нерешительность; повышенная самоуверенность сменяется неуверенностью в себе, возвышенностью чувств и цинизмом, ранимостью и заносчивостью. Проявление упрямства, непослушания, бунтарство – это одна из форм самоутверждения. Происходит становление характера, движение к большей самостоятельности и автономии.
Взаимоотношения. Важными и значимыми людьми в жизни подростка становятся сверстники, поддержку и понимание они ищут здесь же. Для них имеет большое значение, какое место они занимают среди «своих». В этот момент для них важно оказаться «своим», быть принятым. Отсюда подражание в одежде, поведении, что придает некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Эрик Эриксон утверждал, что «единообразие одежды, телодвижений и мимики, часто наблюдаемые в подростковых группах, еще являются защитной реакцией против запутанной, неопределенной идентичности». С целью самоутверждения происходит поиск новых авторитетов, которым подросток стремится подражать. Отсюда ошибки в выборе друзей и объектов для подражания, они нередко приводят к алкоголизму, курению и наркотикам. Родители отходят на второй план, более того, их часто отвергают как модели для идентификации. Есть сильное желание освободиться от их опеки.
Поиск партнера – еще одна важная особенность этого периода. Желание нравиться, создание новых отношений с противоположным полом, первые сексуальные контакты – все это наполняет жизнь подростков и придает остроту переживаниям. Это первые встречи с радостью и болью, мечтами и разочарованием, предательством, заботой и, конечно, любовью. Еще это время «ошибок молодости», за которые приходится расплачиваться потом всю дальнейшую жизнь. Чаще всего это беспорядочные половые связи, приводящие к половым инфекциям, ранние браки, заканчивающиеся разводом и разочарованием в семейной жизни. Все это похоже на прикосновение к «взрослой жизни».
Психосоциальное развитие. Еще есть несколько вопросов, которые стоят перед подростками – вопросы идентификации: «Кто я такой?», «Каким хочу стать?» и «Как вписаться во взрослую жизнь?»
Первое, с чем необходимо определиться подростку, – идентификация себя. Нужно собрать воедино все имеющиеся знания о самих себе (какой я сын-дочь, брат-сестра, студент-учащийся, спортсмен, друг-подруга, девушка, музыкант, любимый и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность. Это позволяет осознать прошлый опыт и соединить с будущим. В это время принимаются первые самостоятельные решения, например, рассчитывать на родителей или только на себя, продолжать образование или искать работу.
Второе – проблема выбора профессии. Суть проблемы заключается в том, чтобы определить «Кем быть?», нужно сначала знать «Кто я есть?» Так как работа занимает большую часть жизни и предполагает зачастую определенный стиль, то выбор карьеры означает выбор образа жизни. А для этого необходимо верное понимание себя «Чего хочу?», «Что Я могу?» Неспособность определить «Кто Я есть?» приводит к кризису. Многие подростки сталкиваются с тем, что ощущают свою бесполезность, бесцельность, неприспособленность, отчужденность. Все это приводит к душевному разладу и порой к неадекватному поведению.
С другой стороны, выбор той или иной профессии может сам по себе дать представление о том, личностью какого типа подросток хочет стать.
В заключение еще немного для родителей. Многие беспокоятся «Как пережить этот период?», кто-то откровенно боится и растерян. Что могут сделать родители? Как пережить самим и помочь справиться своим детям?
И первое, что следует сделать – это пересмотреть статус подростка в доме, с его новыми возможностями и ограничениями. Помните, как начинается статья «уже не ребенок….», действительно они уже не дети, и строить взаимоотношения нужно уже не как с ребенком, а как с подростком. Они нуждаются в большей автономии, в большей самостоятельности, в большей возможности выбора – это все об их правах, но не забывайте и об обязанностях, что теперь подросток может и будет делать то, чего раньше не делал. Это похоже на расширение границ. Но, несмотря на большую «свободу», подростку, как и прежде, необходимы границы.
Следует позаботиться о сохранении контакта. А для этого нужно установить более теплые и доверительные отношения. Чтоб в те минуты, когда он/она готовы с вами чем-то делиться, вы бы смогли послушать и услышать их. А вот с советами не спешите, для начала спросите, хотят ли они услышать их, и важно не переубеждать. Так как самый лучший способ чему-то научиться – это личный опыт, и сейчас, стремясь к самостоятельности, они этим очень дорожат. Это их опыт, его важно получить и пережить, даже если это больно.
Важно поддержать самооценку на должном уровне. Она сильно влияет на жизнь. Так дети с заниженной самооценкой хуже учатся, у них сложности в общении со сверстниками и в дальнейшей жизни это тоже будет проявляться. Основа закладывается в самом раннем детстве и все зависит от того, как обращались родители с малышом. А что делать тем, кто «немного опоздал» и это уже не «малыш». Никогда не поздно, начните прямо сейчас. Отнестись с пониманием и терпением к его проблемам. Поддержите в трудную минуту. Все это предполагает перемены не только для подростка, но и для родителей. И если возникают затруднения, сомнения всегда можно обратиться за помощью к специалисту – психологу. Где в безопасном пространстве можно получить поддержку, рекомендации в каждом конкретном случае.
Кризисы – это особые моменты в жизни каждого человека, они сопровождают нас всю жизнь. Сопереживание и поддержка – это то, в чем нуждается каждый. Для подростка важно чувствовать и знать, что его/ее понимают и принимают, терпимо относятся к его/ее «недостаткам» и ошибкам. Откажитесь от критики, перестаньте сравнивать, относитесь с уважением, считайтесь с его/ее мнением. И это вернется к вам душевным спокойствием и радостью за их успехи и поможет пережить этот естественный и неизбежный период.