"Не бывает трудных детей, бывают дети ,которым трудно".
Казалось, только вчера малыш смеялся и радовался всему, что его так близко окружает, как вдруг сегодня он совсем другой, его что - то тревожит, обеспокоен. И именно тогда родителей начинает мучать вопрос: "Что не так с ребенком? Что же с ним произошло?". И именно тогда, нередко, причиной являются повышенный уровень тревоги и детские страхи, которые, непосредственно, именно взрослым труднее всего понять, но именно тогда, когда взрослым тяжело и сложно понять, ребенок нуждается в них больше всего.
Важной рекомендацией для родителей является то, что ни в коем случае нельзя оставлять ребенка одного, в данном случае речь идет именно об «эмоциональном контакте», «эмоциональной близости», что создает для ребенка чувство, защищенности – это важное условие для создания и укрепления психического здоровья и психологического состояния.
Ребенок не виноват, что боится, так как детские страхи, зачастую, легко объясняются врожденным инстинктом самосохранения. В своей психолого - педагогической работе с детьми дошкольного и школьного возраста, нередко встречаются дети, которые на подсознательном уровне перенимают страхи взрослых, тем самым "в чем - то «невинном и обыкновенном», не несущем «лик ужаса», «нечто», что вызывает устрашающие эмоции и страх.
Родители не виноваты в том, что не могут определить причину боязни и связать ее с реальностью, вместо этого они обращают внимание только на «обыденные» факторы в жизни детей. При этом забывая и о том, что причиной детских страхов могут быть те же сказки, мультфильмы, а ведь для ребенка - это просто «невероятный целый мир», откуда и берет начало его мироощущение и мировоззрение.
Иногда взрослым кажется , что если ребенку "наотрез" объяснять, что это все не правда, страх – вымышлен, ребенок перестанет бояться, то это очень глубокое заблуждение, потому что игнорирование страхов ребенка не приведет к рассеиванию страхов, а наоборот, усилит их. В первую очередь, главное, что могут сделать родители для своего малыша - это не отталкивать его, «эмоционировать» ему. Из опыта работы: " - Но ведь я говорю Алёше, убеждаю его категорически в том, что не существуют злые герои из сказок в жизни, а он продолжает бояться" , то есть таким поведением родители эмоционально отталкивают от себя дитя и у малыша складывается такое "представление", что родители не верят, на фоне чего появляются и невротические страхи, у ребенка появляется чувство незащищенности, отсутствуют доверие личное, "потому что его все - равно никто не поймет ".
Существует возрастная специфика детских страхов: например, в 2-3 года дети боятся наказаний, боли . Это именно тот период , когда ребенок эмоционально привязан к родителям, сильнее всего, конечно, к матери и, мать для него имеет в жизни важное значение и все слова, замечания ее для него указ. Дети в 3-5 лет, в силу того, что в этом возрасте начинает активно развиваться, в соответствии с возрастом, воображение, фантазии, у детей на фоне мультфильмов, сказок и детских фильмов ( комиксов), которые закрепляются в психике, появляются детские страхи. В 5-7 лет, а порой и раньше, когда у детей происходит идентификация себя со взрослыми, чаще всего это материнский символ или отца, фиксируются новообразования: этап взросления ребенка, у детей появляется страх смерти близких, нередко и своей смерти.
Детские страхи - это нормальный период и неизбежный в психическом развитии ребенка, так как страх - субъективен. Когда ребенок с 5-7 лет начинает осмысливать, перерабатывать тему смерти - это естественный и необходимый процесс в жизни ребенка. О том, как лучше говорить об этом с ребенком, помимо того, что вышли детские книги на эту тему, лучше сначала проконсультироваться со специалистом – психологом . Ведь даже "какая - либо мелочь", которая кажется Вам незначительной, может очень сильно повлиять на психическое развитие ребенка, как благоприятно, так и не.