Профилактика дезадаптации детей, поступающих в ДОУ
Обычно ребенок адаптируется к жизни в своей среде. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из рук родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из " гнезда ", найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими.
Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка и никаких проблем быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог Детского Сада.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни , и далеко не все дети успешно с ней справляются . Возникновение у ребенка так называемого "адаптационного синдрома" - является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Как родители , так и воспитатели параметрами готовности ребенка к ДОУ считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к дет. садовскому.
Вопрос же о том , в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка соц. норм и правил поведения, родителями зачастую даже не обсуждаются. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в ДОУ именно для того, чтобы он этому научился. Такая "учеба" зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к "выходу" из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого и нежелающего принять иные, чем в семье, соц. нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления "адаптационного синдрома", возникающего у детей впервые поступающих в ДОУ, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов Дошкольного образовательного учреждения.